... неоконченного и пока ещё сыроватого текста. Грубо говоря, хз чего получится. Но
оно требует выкладывания и внимания к себе. Ничего не могу с этим поделать.
Откровения Ледроксены Паргемской
Наступает пора, когда опускаешь ты длани свои, и больше нет у тебя ни Силы, ни Разума, ни Памяти. В эту пору ты теряешь из вида самого себя, и некого просить о помощи, потому что не помнишь ты даже имени своего - и не смог бы сказать, кому нужно помочь. И ты идёшь, влекомый случайным побуждением, не запоминая пути и не имеющий возможности вернуться обратно, к себе...
Из Писаний Несария Тарквийского
Бывают дни, когда руки не то что опустишь - а просто даже и не поднимешь. Когда кажется, что ничего действительно хорошего нет и вряд ли когда появится. Когда слёзы наворачиваются на глаза по любому поводу, и что самое поганое - эти поводы как будто специально подворачиваются, словно кто-то наверху - или внизу? - решил свести все гадости недели или месяца воедино.
Бывает... когда любимые глаза цвета тонкой пластинки фернита, скозь которую смотришь на солнце, сияют где-то далеко, в нескольких десятках миль, и не знаешь, когда снизойдёт на тебя счастье быть освещённой ими. И, лишённая этого света, бессильно скитаешься в полумраке, ибо даже такая сомнительная роскошь, как полная тьма - и та не дарована тебе...
читать дальшеБывают ситуации, когда не знаешь, что лучше: отгородиться от всех, потому что больно выжимать из себя улыбку, но "грузить" своими проблемами ни в чём не повинных людей ведь тоже не хочется - или наоборот, в попытке хоть немножко пригасить язвящую чёрную боль одиночества радостно реагировать на приветствия... тщетно (как правило) пытаясь сделать эту радость непритворной.
Этот полумрак, лишённый звуков (звуки выключаешь сама: выносить музыку невозможно, она давит, издевается и больно бьёт по слуховым нервам), цветов (они сливаются в единую серо-буро-малиновую массу и не радуют - да и не могут радовать - измученные глаза), запахов... лишённой всего того, чем привыкла себя окружать... он плотной завесой, взвесью, ощущаемой кожей, закрывает от тебя реальный мир, и ты остаёшься наедине со своими самыми малоприятными и совсем не желанными эмоциями: тоской, безысходностью, потерей ориентации, чувственной слепотой и глухотой, да и немотой, пожалуй, тоже. Лишённое ориентиров, сознание не может оперировать общепринятыми понятиями вроде красоты и безобразия, тепла и холода, интереса и равнодушия.
Это ещё не царство Владычицы Льдов Кариссы, где тебя ослепит абсолютный свет - он же абсолютный мрак. Это лишь подходы к нему - предел вечной унылой осени. Не тепло, а лишь смутное, негреющее воспоминание о нём. Не холод, но лишь хватающая скрюченными пальцами, тоскливая его угроза. Не свет, но скудные его остатки. Не тьма, но белёсый, обволакивающий сумрак. В нём гаснут слова и чувства, в нём отказываются повиноваться язык и конечности, в нём всё отступает в бессильной полудрёме. Однако, сон разума, как известно, порождает чудовищ, и тоска с безысходностью, завывая на несуществующую здесь луну, оборачиваются подлинными кошмарами. Белёсые сгустки тянут к тебе щупальца, хватают за душу и за тело, вызывая глухой, безотчётный ужас перед туманным Нечто, конденсирующимся из безымянного Ничто. Щупальца вытягиваются в плети, хлещут по щекам, исторгая слёзы, и каждая плеть - это Нечто, пришедшее извне: чья-то боль, чьё-то злорадство, чья-то неудача... Другие такие же - собратья первых - обвивают, не дают двигаться и дышать, делая из тебя безгласный, безучастный и бессмысленный кокон, замкнутый на самоё себя.
Это и есть настоящий, кромешный, душевный Ад. Потому что вечно вращается скрипучее колесо Бхитры, перемалывая и живые души, и мёртвые, и некуда деться от неподкупного Мельника, собирающего свою дань ежедневно. Выпускает души обратно он также ежедневно, но никто не знает, сколько времени проведёт под Колесом.
Движения человеческой души есть синусоида, в которой нижний и верхний максимумы равнозначны и постоянно меняют полярность, и только серединя - нуль - всегда остаётся бесцветной серединой.
Достигая дна, отчётливо понимаешь, что ниже некуда, и хуже уже не будет - и облегчение, вызываемое катарсисом, дарит почти столь же счастливые слёзы, как и высшее наслаждение. Путь из глубины наверх поначалу кажется лёгким, и лишь на середине пути начинают одолевать сомнения и страхи - тогда, когда пологое естественное движение наверх, почти на инерции катарсиса, сменяется более крутым подъёмом. Точно так же и откат с высшей точки счастья: поначалу сползание вниз - очень постепенное, незаметное, меняющееся затем, когда, наконец, замечаешь, что что-то пошло "не так", крутым спуском, иногда - падением, у разных людей по-разному.
Однако, поскольку частота (и амплитуда) этой синусоиды различны не только у разных людей, но и в разные периоды жизни одного человека, предсказать можно лишь то, что определённое изменение (подъём или спуск) либо достижение одного из пиковых состояний (нижнего или верхнего максимума) произойдёт. Эта временнАя неопределённость служит неиссякаемым источником неуверенности, уныния и пессимизма. И, увы, источник этот неперекрываем принципиально: каждый знает лишь то, что никакая боль не вечна; но предсказать, когда она прекратится - не может. Потому и говорится о неподкупности Мельника: только он решает, когда выпустить душу из тисков уныния.
Жрецам и монахам ведом весь сонм; для нас же, исследователей природы и души человека, важнейшими являются те, кто так или иначе имеет дело с душой. Следует помнить, что не все сущности воплощены физически; с некоторыми мы вступаем только в мысленный или ещё более непосредственный, "прямой" контакт, а другие предстают перед нами воочию, и с ними можно вступать в визуальный, речевой и даже тактильный контакт.
Среди имеющих физическое воплощение наиболее почитаемы Владычица Льдов Карисса и Сияющий Гларк. Но не менее велика сила "невоплощённого" сумеречного Мельника. В его вотчине, на Призрачной Мельнице, непрерывно работают Жернова, или Колёса, Бхитры. Бхитрой - Милосердным -зовут эту сущность её поклонники из Тарквии (где их больше всего), поскольку заточение душ под Колесом не бывает вечным. Освобождение приходит всегда: и к тем, кто его ждёт и горячо просит, и к тем, кто не верит или уже умер. Атрибут Бхитры - каменный диск с отверстием. Носят его как истинные поклонники Серого Владыки, так и просто чтущие его как одну из сущностей - в качестве амулета-оберега. Правда, в последнее время значение этого символа забылось, и каменные диски Бхитры носят девчонки и парни как простые украшения, не ведая об их значении. Обереги, впрочем, работают даже в том случае, когда носящие их не знают об их действенности или отрицают её.
Сам Серый Владыка, Сумрачный Мельник Бхитра людям не показывается, и оттого принято считать, что он является одним из Невоплощённых. С другой стороны, некоторые источники приводят слова побывавших под Нижним Колесом и вернувшихся, и эти свидетельства заставляют предположить, что на самом деле Бхитра является скорее "неявно воплощённым". Воспоминания об ощущении нахождения в сумерках, в замкнутом пространстве с полной звукоизоляцией относятся к сфере физических ощущений, а упоминания о белёсых сгустках, щупальцах и плетях могут свидетельствовать и о физическом воплощении, явленной эманации сущности Бхитры. Приятными эти ощущения не назовёшь, но милосердному Мельнику благодарны за милосердие - никто и не ожидает любезности от Сумрачного Владыки.
Итак, суть "общения" с Мельником, пребывание в пределах Серой Мельницы - нисхождение через нулевую точку к нижнему максимуму. Человек может попасть в это измерение далеко не сразу по началу нисхождения, да и вообще не всегда.
Конечно, синусоидальная структура мироощущения не так проста: точнее было бы описать её как движение "маленькой" синусоиды по синусоиде с относительно значительно большЕй амплитудой. Нисходящее движение "большой" синусоиды ообзначает движение к Мельнице, восходящее - к покоям Сияющего Гларка.
Чем меньше амплитуда "малой" синусоиды, тем более цельной и уравновешенной представляется личность. Большая амплитуда и частота малой синусоиды являются показателями нестабильности. Немало зависит и от расположения синусоиды относительно нуля.
Прохождение между Жерновами - тяжелейшее переживание в жизни человека, и мало кто воспринимает его адекватно. Спуск к Серой Мельнице привычен большинству из людей, но, как правило, Бхитра останавливает душу над Верхним Колесом - опять же, оправдывая своё Имя. Но даже пребывание вблизи Жерновов оставляет свой след в большинстве душ, и след этот подобен шраму или отметине, в котором вновь возникает боль при повторном попадании в те же условия.
Опыт побывавших под Нижним Колесом и наиболее явно ощутивших воздействие Бхитры зафиксирован лишь в небольшом количестве документов, и тому есть несколько объяснений. Во-первых, как уже упоминалось, среди тех, кому довелось побывать на Серой Мельницу, далеко не все прошли через Жернова - многие были освобождены Милосердным Бхитрой раньше, чем достигли Жерновов. Во-вторых, опыт этот - судя по имеющимся записям - так ужасен, что мало кому захочется заново воспроизводить его в своей памяти; хотя желающих, любопытствующих - немало. В-третьих, побывавшие под Нижним Колесом не всегда сохраняли здравый рассудок - так что многие из них вряд ли могли адекватно отразить пережитое. По крупицам некоторые подробности можно извлечь из "Книги рунических рассказов", но для этого нужно хорошо знать и воспринимать стиль автора. Мы же ограничимся общими положениями...